Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Ремонт активной стали


Повреждения сердечника статора, указанные в § 4.1, вызываются как эксплуатационными, так и конструктивными причинами и могут быть разделены на следующие группы: ослабление прессовки сердечника, механические повреждения и оплавления активной стали, деформация пакетов активной стали. Осмотр
активной стали производится после разборки перекрытий и воздухоразделяющих щитов одного пролета крестовины и выемки двух-трех полюсов ротора при его последовательном провороте. Периодичность осмотра устанавливается нормативно-технической документацией в зависимости от сроков эксплуатации и технического состояния сердечника статора. По результатам осмотра определяется объем и выбирается технология ремонта.
Незначительное ослабление прессовки концевых пакетов сердечника (нож-щуп от усилия руки входит между листами на глубину не “более 5 мм) устраняется запрессовкой в зубцы стеклотекстолитовых клиньев, промазанных эпоксидными лаками холодного, отвердевания. Ширина уплотняющего клина составляет обычно не более 80% ширины зубца (или суммарной ширины двух полу-зубцов). Клинья запрессовываются на максимально доступную глубину. При большем ослаблении прессовки концевых пакетов сердечника (нож-щуп от усилия руки входит между листами на глубину более 5 мм) уплотнение производится запрессовкой между нажимными пальцами и зубцами клиньев из немагнитной стали. Предварительно листы зубца изолируются на максимально допустимую глубину слюдой с про отвердевания.
При значительном ослаблении прессовки с выкрашиванием отдельных листов зубцов производится механическая выборка поврежденной части зубца, изолировка остатков зубца слюдой и уплотнение стеклотекстолитовыми клиньями. По профилю выбранного зубца изготавливается стеклотекстолитовый заполнитель. Заполнитель устанавливается на обработанный зубец на клеящем лаке и фиксируется от выпадения запрессовкой немагнитных клиньев (рис. 5.10). После уплотнения концевых зубцов гайки стяжных шпилек обтягиваются с соответствующей регулировкой отжимных болтов гребенок и уплотняющие магнитные клинья привариваются к пальцам.
Ослабление прессовки отдельных зубцов устраняется при вынутых верхних стержнях запрессовкой в вентиляционный канал стеклотекстолитовой прокладки.
Предварительно листы изолируются слюдой. Уплотняющая прокладка обрабатывается под пазовый клин, устанавливается на клеящем лаке или эпоксидной замазке. При значительных по глубине повреждениях лакового покрытия, вызывающих ослабление прессовки, для уплотнений зубцов требуется выемка верхних и нижних стержней. Местные ослабления прессовки активной стали в зоне спинки устраняются запрессовкой между листами стеклотекстолитовых клиньев с промазкой клеящими лаками.
Механические повреждения зубцов активной стали (задиры, вмятины и т.п.) устраняются правкой листов, изолировкой листов слюдой, уплотнением стеклотекстолитовыми клиньями или прокладками. При необходимости допускается удаление вентиляционных распорок с последующей установкой их заменителей. Оплавления зубцов, как правило, устраняются шлифовкой мелкозернистым абразивным кругом. При больших глубинах оплавления производится удаление поврежденной части зубцов вырубкой, высверливанием, вырезкой листов. Дно выборки шлифуется абразивным кругом (при обязательном применении отсоса пыли) и протравливается 70%-ной азотной кислотой. Место протравливания ограничивается кислотостойкой замазкой (пластилин, мел на эмали и т. п.). Для ускорения травления производится поверхностный нагрев металла. Кислота наносится на подготовленную поверхность ватным тампоном. Через 1—2 мин участок травления протирается тампоном, смоченным водой. Операция повторяется до появления на обработанной поверхности зубца непрерывных полосок лаковой изоляции между отдельными листами. Контроль качества травления производится визуально (лупой). При необходимости обработки нескольких выборок зубцов травление выполняется последовательно. По окончании травления остатки кислоты нейтрализуются 10%ным раствором кальцинированной соды с последующей промывкой поверхности водой. Нейтрализация повторяется 4—5 раз. Обработанная поверхность протирается и высушивается. По форме выборки зубца изготовляется вставка-заполнитель, например из стеклотекстолита (рис 5.14). При необходимости выполняют дополнительное уплотнение соседних зубцов по приведенным выше указаниям. Вставки-заполнители, охватывающие несколько зубцов, закрепляются общим удлиненным пазовым клином. Качество ремонта зубцов определяется результатами испытания сердечника на нагрев и потери.
При отрывах ласточкиных хвостов сегментов активной стали в зоне спинки сердечника (сопряжение с клиньями) выполняются замена клиньев, фрезеровка специальным приспособлением уширенных пазов (рис. 5.15), лакировка мест обработки и установка новых клиньев. Указанный метод применяется также при обширных повреждениях спинки сердечника контактной коррозией, вызванной непостоянством контакта активной стали с клиньями.
Вертикальное относительное смещение пакетов активной стали в зубцовой зоне может устраняться соответствующей регулировкой положения нижних и верхних нажимных гребенок. Вертикальные относительные смещения стыковых пакетов, а также их деформация («домик») устраняются при перетяжке стыков и замене изоляционных прокладок.
Объем работ при разборке статора определяется количеством и видом (верхний или нижний) стержней, подлежащих ремонту или замене.
Основные технологические указания по разборке обмотки статора. Выявление мест повреждений производится визуальным осмотром и после проведения электрических испытаний с применением приборов и схем, рекомендованных в § Ю.1. Определение принадлежности поврежденного стержня конкретной фазе производится по схеме обмотки. По установленному месту повреждения определяется объем, выбираются метод ремонта и номенклатура приспособлений, оснастки и оборудования, а также технологических материалов. На выбранный метод ремонта разрабатываются технологический процесс и проект организации работ (практически для ремонтов, связанных с разборкой обмотки статора, ремонтные предприятия имеют технологические процессы, которые в каждом отдельном случае могут корректироваться в зависимости от конкретного объема работ). Разызолировка соединений стержней и шин производится с применением различного вида обмоточного инструмента с учетом конструкции изоляции соединений путем разрубки, разрезки шнуровых бандажей, изоляционных лент, разборки и снятия миканитовых покрышек или изоляционных коробок, удаления выравнивающей замазки или заполняющих компаундов. Необходимый объем разборки элементов водяного охлаждения обмотки зависит от степени разборки обмотки, при этом необходимо обеспечить возможность проверки оставшейся части схемы и обмотки на проходимость, гидравлическую плотность и газо-плотность. При снятии фторопластовых шлангов необходимо предупреждать их перегибы, повреждения поверхности и резьбы накидных гаек и штуцеров наконечников стержней и коллекторов. Разборка деталей крепления лобовых частей обмотки и шин (дистанционных, упорных и распорных прокладок) должна производиться методами, минимально повреждающими изоляционные детали и изоляцию стержней. Разборка деталей крепления производится с применением обмоточных ножей, лопаток и слесарного инструмента. Разбираемые детали крепления обмотки и системы охлаждения отбраковываются и комплектуются по позициям. Необходимо учитывать, что при современном исполнении обмоток с термореактивной изоляцией детали крепления лобовых частей устанавливаются на эпоксидных клеях, замазках и пресс-материалах, что часто приводит к повреждению деталей и изоляции стержней при разборке обмотки. Распайка схемы соединения обмотки производится электро-угольными клещами (для мягких припоев) или газовыми горелками (для твердых припоев). Перед распайкой изоляция стержней и промежутки между стержнями защищаются мокрой асбестовой массой, предупреждающей попадание расплавленного припоя между стержнями и ожог изоляции. Распайка должна выполняться интенсивным нагревом в минимальное время для предупреждения прогрева элементарных проводников и отслоения корпусной изоляции стержней. При распайке удаляются хомуты и медные клинья.
Расклиновка пазов удаляемых стержней производится с учетом рекомендаций, изложенных в § 5.1, и начинается с нижнего клина после удаления упора или шнурового бандажа. Для раздвижки клиньев и последующего применения в качестве выколоток используются тупые зубила. Клинья и подклиновые прокладки отбраковываются и комплектуются по позициям.
Выемка стержней и пазов производится рычагами с петлями, заводимымв под лобовые части с обеих сторон стержня и перемещаемыми вдоль стержня по мере его подъема из паза. В случае разбухания компаундированной изоляции стержня или плотной его посадки в пазу для выемки применяют клинья с наконечниками для пневмомолотка. Рычаги и клинья изготовляются из дерева твердых пород, текстолита. Для предупреждения повреждения
сердечника на концы рычагов устанавливаются прокладки из толстой резины. При плотной посадке в паз стержней с компаундированной изоляцией может применяться электропрогрев (до температуры 85—90 °С) на поверхности изоляции. При выемке стержней следует стремиться к наименьшей их деформации для обеспечения возможности использования их повторно (стержни с термореактивной изоляцией и уплотнением в пазах упругими прокладками, как правило, при существующих методах выемки повторному использованию не подлежат в связи с изломом корпусной изоляции). Вынимаемые стержни маркируются в в соответствии с маркировкой пазов краской на крайних зубцах. Термосопротивления при выемке стержней отпаиваются и передаются на проверку. Кронштейны и другие детали с поврежденной изоляцией, недеформированные стержни с незначительными повреждениями изоляции передаются на осмотр, ремонт, отбраковку и высоковольтные испытания согласно действующим нормам. Соединительные и выводные шины (при необходимости ремонта) разбираются, как правило, до выемки стержней из пазов. Паяные соединения шин разбираются теми же методами, что и соединения стержней. В процессе распайки соединений и демонтажа отдельных секторов соединительных шин (у крупных гидрогенераторов) концы секторов маркируются в соответствии с заводской схемой (например, 2СЗ — сектор 2, фаза С3). Съемные детали крепления соединительных и выводных шин (кронштейны, колодки, шпильки и т. п.) должны комплектоваться по позициям в соответствии с требованиями чертежей.
Соединительные и выводные шины являются сборочными единицами длительного использования, поэтому после разборки они передаются на осмотр, ремонт и испытания. Испытания изоляции оставшейся части обмотки выполняются в соответствии с нормами испытания электрооборудования по утвержденной программе на конкретный вид и объем ремонта. Перед испытаниями обмотки проверяются и очищаются с использованием пылесосов (инжекторов) и сжатого воздуха, устанавливаются миканитовые прокладки для предупреждения перекрытия оголенных токоведуших частей. Схема соединения оставшейся части обмотки для испытаний собирается с применением медного гибкого провода.


Яндекс.Метрика