Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Изолировка соединений обмотки


Для изолировки паяных соединений обмотки статора применяются изоляционные материалы и лаки (компаунды, замазки), относящиеся к классу нагревостойкости не ниже класса нагревостойкости основной изоляции стержней. При подготовке соединения к изолировке очищаются заусенцы, запиливаются острые углы, снимается под конус на длине не менее 10—20 мм подгоревшая изоляция. При использовании для изолировки ленточных материалов поверхность элементарных проводников и углы на переходах соединения выравниваются замазкой. При термопластичной изоляции дополнительно выравниваются микалентой конус, выполненный на основной изоляции стержней, и часть головки стержня до загиба головки. Изолировка ленточными материалами выполняется с 50%ным перекрытием. Изоляция соединения должна перекрывать основную изоляцию ча длине не менее 30—50 мм. При использовании микалентных и стекло-слюдинитовых материалов каждый слой изоляции промазывается соответствующим лаком. В качестве защитного слоя изоляции обычно используется стеклолента.
В обмотках с термореактивной изоляцией для изолировки соединений стержней чаще используются изоляционные коробки (рис. 5.52), заполняемые эпоксидными компаундами или замазками. Коробки изготовляются из пресс-материала А Г-4 или стекло-миканитов. Коробки собираются из двух половин (вне статора или непосредственно при изолировке на соединении) и устанавливаются на соединение на эпоксидных замазках. Коробки, заливаемые компаундом, имеют специальные штуцера для установки заливочных трубок. Коробки заливаются вручную или (при больших объемах работ) с применением заливочных бачков. Контроль заливки коробок осуществляется по контрольным отверстиям (для верхних коробок) или визуально.
В обмотках с непосредственным водяным охлаждением для изолировки соединений применяют коробки, предусматривающие выход фторопластовых шлангов. Соединения, не имеющие выхода фторопластовых шлангов, изолируются поочередной установкой и заполнением замазкой половин коробок с последующим обжатием их струбцинами. Зазор по периметру стыка коробок заполняется замазкой. На соединениях, имеющих выход фторопластовых шлангов, до установки половин коробок производится изолировка шлангов на длине от штуцера до уплотнения выхода из коробки. Изолировка шлангов выполняется лентой ЛЭТСАР в два слоя с 50%ным перекрытием.
Изолированные шланги и внутренняя часть половины коробки промазываются катализатором К-10 в смеси с ацетоном или бензином (1:9). Покрытие просушивается в течение 20—30 ^ин. Подготовленная половина коробки устанавливается на соединение. При этом часть коробки, прилегающая к стержню и наконечнику, заполняется эпоксидной замазкой, а часть коробки, охватывающая шланги и штуцер, заполняется компаундом КЛСЕ (паста КЛСЕ — 100 м. ч., тальк нежелезистый — 85 м. ч., катализатор К-1 — 4 м. ч.). Затем устанавливается вторая половина коробки. Коробки в сборе обжимаются струбциной. Излишки замазки и компаунда удаляются, зазор по периметру стыка половин коробки и между стержнем и коробкой заполняется эпоксидной замазкой. Допустима бандажировка коробки стеклолентой с промазкой эпоксидным клеем. Уплотнение шлангов на выходе из коробки бандажируется пропитанным лавсановым шнуром и промазывается эпоксидным клеем.
Изолировка соединений различных конструкций выполняется с применением материалов, указанных в табл. 5.14, 5.15.
Качество изготовления сборочных единиц проверяется по соответствию их размеров требованиям чертежей, состоянию изоляции, отсутствию повреждений изоляционных деталей, результатам измерений и испытаний.
Размеры стержней в связи с их большим количеством и однотипностью проверяются, как правило, по шаблонам и калибрами. По результатам проверки размеров устанавливаются возможность их использования, объем необходимой дообработки или необходимость их замены. Для стержней обмотки определяющими показателями являются размер вылета лобовых частей и толщина изоляции пазовой части. Отклонение размеров вылета лобовых частей от требований чертежа исправлению не подлежат. Отклонения толщины мика-лелтной изоляции стержней от требований чертежа могут устраняться дополнительной подпрессовкой или изолировкой. Отклонения углов отгиба лобовых частей стержней должны находиться в пределах технологических допусков на укладку стержней, т. е. предусматривать допустимость сдвига головок в радиальном направлении на 3 мм и в тангенциальном направлении на 5 мм. Сечение пазовой части стержня должно иметь форму прямоугольника. Отклонение от этой формы может привести к повреждению изоляции стержня при заклиновке пазов. Для сегментов соединительных шин и бандажных колец отклонение радиусов от требований чертежа может устраняться рихтовкой с предварительной разызолировкой и последующим наложением изоляции. Отклонения размеров выводных шин, кронштейнов и ш и н о дер ж а тел ей учитываются при их сборке.
Изоляционные детали (прокладки различного назначения, коробки, втулки) имеют, как правило, припуски и требуют подгонки при сборке обмотки. В связи с применением в практике ремонтов формующихся материалов при комплектации дистанционных прокладок необходимо предусматривать их дообра-ботку по высоте. Неизолированные сборочные единицы (крепеж, хомуты) проверяются на соответствие чертежу и при необходимости дорабатываются.
Местные повреждения изоляции стержней, соединительных шин, бандажных колец устраняются в соответствии с указаниями § 5.5. Повреждения изоляции кронштейнов, шинодержателей, выводных шин устраняются обычно их полной переизолировкой. Изолировка бандажных колец, кронштейнов и шинодержателей выполняется последовательным наложением материалов, указанных в табл. 5.17, с 50%ным перекрытием. Секторы соединительных шин и бандажных колец, изолируемые при ремонте с применением эпоксидных составов горячего отверждения, опрессовываются формующими стеклотекстолитовыми прокладками и самоусаживающейся лавсановой лентой). Запечка наложенной изоляции производится в термостатах.
Листовые, рулонные, ленточные, шнуровые технологические материалы нарезаются, перематываются, пропитываются. Лакоткани нарезаются под углом 45° на полосы, удобные для применения (25—30 мм). Лавсановый шнур нарезается на отрезки, равные длине накладываемых шнуровых бандажей, и собирается в пасьмы для пропитки. Стеклотрикотажная ткань ЛО, применяемая для изготовления препрега, нарезается поперек направления наибольшего растяжения полотна на полосы, рассчитанные на установку на конкретные детали (дистанционные прокладки, упорные прокладки, межслоевые прокладки).
Подготовки клеящих, пропитывающих, покровных, наполняющих составов производится по технологическим указаниям.
Техническая пригодность оснастки, приспособлений, оборудования, подбор режимов их работы (для нагрева, пайки, испытаний) проверяются на отбракованных стержнях.


Яндекс.Метрика