Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Сборка обмотки статора


Подготовка статора к сборке обмотки. Для выявления возможных повреждений производятся очистка и продувка пазов сердечника и корпуса статора, осмотр пазов, зубцов, спинки сердечника. Проверяется и исправляется положение пальцев нажимных гребенок относительно зубцов сердечника. Расточка статора окрашивается полупроводящим лаком. Проводятся испытания сердечника статора на нагрев и удельные потери. Пазы статора размечаются и маркируются для установки нижних стержней разных позиций и терморезисторов (ТР).
Установка ТР и монтаж проводки. На корпусе статора размечаются н устанавливаются детали крепления проводки ТР. Для монтажа проводки ТР размечается и нарезается кабель марки КУФЭФС 2X0,75, затем он проверяется и устанавливается в пазы. Соединение выводов ТР с кабелем выполняется скруткой и пропайкой припоем ПОССу-40-05. Соединение изолируется по чертежу. Проводка ТР пропускается в вентиляционные каналы сердечника и крепится к шпилькам. В пазах должно находиться не более 20—30 мм выводных концов ТР. Качество установки ТР в пазы проверяется мегаомметром.
Установка бандажных колец (БК). На нажимные гребенки устанавливаются сегменты БК. Собираются крепления стыков секторов БК. Проверяется положение БК шаблонам по высоте (измерение от сердечника) и по радиусу (измерение от расточки статора). В узлы крепления БК устанавливаются необходимые изоляционные детали, производится обтяжка креплений БК и проверка качества изоляции. Сопротивление изоляции крепления БК при измерении мегаомметром 1000 В должно составлять не менее 1 МОм. Упорные прокладки между кольцами БК (при наличии) крепятся пропитанным лавсановым шнуром. Изолировка стыков БК выполняется по чертежу.
Установка пазовых коробок в уширенные концевые пазы выполняется на эпоксидном клее. Коробки расклиниваются встречными клиньями. По мере установки в пазы стержней клинья удаляются. Установка пазовых прокладок выполняется на клее 88-Н или другом клее воздушной сушки. Прокладки осаживаются в пазы встречными клиньями. Зазор по торцам прокладок должен быть не более 5 мм. Прокладки не должны выступать за пределы паза более чем на 20—25 ыц. Толщина прокладок определяется заполнением паза. В месте установки ТР толщина прокладок уменьшается на толщину ТР.
Установка стержней обмотки в пазы сердечника. С помощью примерочных стержней уточняется толщина наборных прокладок на БК. Толщина^ прокладок должна обеспечивать возможность подтягивания лобовых частей стержней на 3—5 мм. Прокладки в наборе склеиваются лаком (клеем) холодного отвердевания и утягиваются стеклолентой в разбежку. Концы прокладок в наборе должны располагаться уступами со сдвигом на 20—50 мм. Прокладки крепятся к БК стеклолентой в разбежку.
Стержни с термопластичной изоляцией перед установкой в пазы прогреваются в термостате. Температура нагрева стержней контролируется по термометру на поверхности изоляции и не должна превышать 90 °С. При нагреве не допускается разбухание изоляции стержней и вытекание компаунда. Нагретый стержень осаживается в паз осадочной доской. При осадке стержня контролируется совпадение разметки стержня с торцом сердечника статора. Лобовые части стержня выравниваются с помощью вилок и осаживаются на БК домкратами. Рихтовка и подтягивание лобовых частей стержня к БК производятся при температуре на поверхности изоляции не менее 60—70 °С. При подтягивании лобовых частей необходимо следить за положением головок, которые должны находиться: верхние—против зубцов и нижние — против пазов. Бандажировка лобовых частей производится пропитанным лавсановым шнуром при установленных домкратах (или струбцинах). Установкой верхних стержней проверяются совпадение головок и вылет лобовых частей стержней. При укладке нижних стержней проверяется и подгоняется по толщине наборная прокладка на БК. Дистанционные прокладки подгоняются по месту и банда-жируются к БК совместно со стержнями. Установленные в пазы стержни заклиниваются временными встречными клиньями в трех местах по высоте пазов. Уложенные нижние стержни испытываются группами по мере укладки в соответствии с нормами. Сопротивление изоляции ТР после укладки нижних стержней, измеренное мегаомметром 1000В, должно быть не менее 1 МОм. Совместно с проводкой ТР проверяются на обрыв и замыкания на корпус. Лакировка лобовых частей стержней производится эмалью ГФ-92-ХС при закрытых головках стержней. В зависимости от конструкции соединения стержней на головки устанавливаются хомутики с промазкой флюсом или выполняется разметка концов стержней под обрезку. До укладки верхних стержней удаляются временные клинья из пазов и выполняется очистка лазов. Пазы маркируются для укладки верхних стержней. Устанавливаются в пазы ТР с подклейкой их на нижние стержни. По установленным верхним примерочным стержням определяется толщина межслоевой прокладки. Наборные межслоевые прокладки в лобовых частях крепятся к нижним стержням и БК стеклолентой в разбежку. При укладке верхних стержней контролируются толщина межслоевых прокладок и совпадение головок стержней. Крепление стержней в пазах выполняется встречными временными клиньями. Зазоры между лобовыми частями стержней должны находиться в пределах допусков по чертежу. Установка дистанционных прокладок должна быть плотной. Шнуровые бандажи не должны иметь ослабления. Покрытия на изоляции пазовых и лобовых частей не должны иметь повреждений. Зазоры между стержнями и стенками паза не должны превышать 0,5 мм. Площадь прилегания прокладок на выходе из паза к стержням должна быть не менее 40%. Плотная установка деталей крепления обмотки в лобовых частях в наибольшей степени обеспечивается применением формующихся материалов типа «препрег». Толщина прокладок из препрега должна выбираться из расчета его уплотнения на 1—2 мм при окончательной толщине на установленной детали 1—1,5 мм. Количество слоев препрега в прокладках не должно быть менее двух.
Верхние стержни испытываются совместно с нижним по нормам после заклиновки пазов обмотки статора. Заклиновка пазов выполняется в соответствии с указаниями § 5.1.
Сборка соединительных и выводных шин. Детали крепления соединительных шин устанавливаются по позициям в соответствии с требованиями чертежа. При установке сегментов соединительных шин должно контролироваться совмещение нх отпаек с выводными стержнями и выводными шинами. Разметка и обрезка (при необходимости) концов сегментов соединительных шин. должны обеспечивать сборку и пайку соединений в соответствии с требованиями § 5.6. Плотное крепление соединительных шин обеспечивается применением формующихся материалов типа «препрег». Стыки секторов соединительных шин изолируются в соответствии с указаниями. Подгонка, пайка, изолировка, крепление выводных шин выполняются в соответствии с указаниями и требованиями чертежа.
Сборка перемычек. Допустимое отклонение высоты обрезанных концов стержней (под пайку с перемычками) не должно превышать 5 мм. Соединения перемычек паяются и изолируются в соответствии с указаниями § 5.6 и 5.7. Перемычки крепятся пропитанным лавсановым шнуром с установкой прокладок из препрега. Сдаточные испытания и измерения обмотки в сборке производятся в соответствии с нормами. Продувка обмотки и сердечника статора выполняется сухим сжатым воздухом. Лобовые части покрываются эмалью Г Ф-92-ХС.
Стержни с термореактивной изоляцией устанавливаются в пазы без предварительного прогрева. При зазоре между стержнем и пазом более 0,2 мм стержень должен быть уплотнен. Уплотнение стержней в пазах выполняется прямыми или волнистыми прокладками из полупроводящего стеклотекстолита. Прокладки устанавливаются у стенки паза с набегающей стороны по вращению ротора. Толщины уплотняющих прокладок должны подбираться с учетом толщины отживающего стержень щупа. Выступающая над стержнем часть-уплотняющей прокладки после обрезки не должна превышать толщины пазовой прокладки. Наборные прокладки на БК подгоняются после осадки стержней на дно пазов и временной их заклиновки встречными клиньями. Крайние проклад-ки в наборе должны изготовляться из электронита, паронита. Толщина дистанционных прокладок в лобовых частях должна обеспечивать равномерность зазора между стержнями. Лобовые части стержней крепятся шнуровыми бандажами из пропитанного лавсанового шнура. Шнуровые бандажи промазываются эпоксидными клеями холодного отверждения. Упорные прокладки (на выходе-стержней из паза) могут бандажироваться стеклочулком АСЭЧ(б). Подготовка соединений к пайке, пайка и изолировка соединений, заклиновка пазов, сборка соединительных и выводных шин, перемычек выполняются в соответствии с требованиями чертежей и указаний § 5.1, 5.6, 5.7 и настоящего раздела.
Сборка обмоток с непосредственным охлаждением выполняется аналогично вышеизложенному и в соответствии с указаниями чертежей и § 5 6—5.8 и требованиями настоящего раздела.


Яндекс.Метрика