Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Ремонт ротора с частичной и полной разборкой


Объем разборки ротора для ремонта отдельных узлов зависит от конструктивного исполнения и положения ремонтируемой сборочной единицы в обшей компоновке ротора, а также характера повреждения и выбранной технологии ремонта. Для ремонта местных повреждений достаточна частичная разборка ротора (например, выемка отдельных полюсов). Наиболее полная разборка ротора со снятием всех полюсов производится в основном при модернизации узлов (например, при замене витковой и корпусной изоляции катушек, замене межполюсных соединений, реконструкции вентиляции и т. п.). Ниже приведены технологические указания по ремонту отдельных сборочных единиц ротора, неисправности которых наиболее часты в эксплуатации.
Ремонт лопаток вентиляторов. В основном заменяются изоляционные вставки козырьков лопаток. Вставки изготавливаются из стеклотекстолита СТ или СТЭФ толщиной 3—4 мм и крепятся к лопатке заклепками. Трещины в металлических частях лопатки устраняются электросваркой. При установке лопатки на обод ротора между токоведущими соединениями катушек и лопаткой должен обеспечиваться зазор не менее 20—25 мм.
Ремонт демпферной системы (обмотки) ротора. Повышенный нагрев контакта демпферной полосы (сегмента) полюса и гибкой перемычки устраняется подтяжкой крепежа либо при необходимости — лужением контактных поверхностей припоем ПОССу-40-05. Нагрев мест лужения выполняют газовыми горелками, в качестве флюса применяют канифоль. Допустимое количество надрывов или обрывов отдельных пластин гибкой перемычки определяется требованиями завода-изготовителя. Демпферные перемычки изготавливаются из луженых медных пластин толщиной 0,2—0,5 мм. Набор пластин выгибается по форме петли в штампе (рис. 6.1) и пропаивается по концам припоем ПОССу-40-05, ПОССу-61-05. Площадь контактной поверхности должна превышать площадь сечения в 4 раза.
В отдельных конструкциях роторов применяются двойные демпферные перемычки. Ремонт таких перемычек аналогичен изложенному выше. Трещины в демпферных полосах (сегментах) после разделки запаиваются припоем ПСр-15 или ПМФ-7, допустимо применение припоев Л-62 и ЛОК-59. Нагрев при пайке выполняют газовыми горелками. В качестве флюса используются бура и другие флюсы на ее основе.
При значительных повреждениях демпферных полос производится их замена. Полосы изготавливаются из полосовой меди марок ШМТ и ШНИ.
Новая демпферная полоса устанавливается на концы демпферных стержней, места контакта пропаиваются припоем ПСр-15 (или другими с аналогичными механическими характеристиками). Контактные концы полос лудятся припоем ПОССу-40-05 или ПОССу-61-05.
Демпферные стержни, имеющие трещины в пределах сердечника ротора, подлежат замене. Повреждения стержней устанавливаются по следам нагрева и оплавления сердечника полюса. Замена стержней производится на вынутом полюсе. Стержень отрезается с обеих сторон полюса от демпферных полос, места заделки стержня в полосах рассверливаются, с помощью оправки стержень выбивается из паза сердечника полюса. Новый стержень изготавливается из тянутых прутков твердой меди марки M1 и забивается в полюс пневмомолотком со специальной оправкой, стержни по длине обрезаются так, чтобы они выступали из полос на 2—3 мм, места заделки в демпферные полосы пропаиваются припоем ПСр-15 (или аналогичными по механическим характеристикам). Пайка выполняется газовыми горелками.
При горизонтальном положении полюса перед пайкой заделки стержней в демпферных полосах высверливаются технологические отверстия диаметром 5—6 мм для ввода флюса и припоя. Запаянный стержень чеканится на выходе из полюсных щек.
Поврежденная изоляция деталей крепления демпферной перемычки к ободу ротора, как правило, заменяется новой. Изоляционные детали крепления перемычки изготавливаются из текстолита, стеклотекстолита.
Ремонт межполюсных соединений катушек. Необходимость ремонта межполюсных гибких соединений возникает обычно при частичных и полных разрывах отдельных полос в наборе соединения.
При конструкции межполюсных соединений типа петлевого компенсатора замену их выполняют без разборки полюсов. Такие соединения изготавливают из набора луженых медных пластин толщиной 0,5 мм. Сечение набора должно соответствовать сечению витка катушки. Набор формуется в штампе, контактные концы пропаиваются припоем ПОС-40 (или ПОС-61). По шаблону на концах межполюсных соединений высверливаются отверстия для крепления к выводным концам катушек.
Межполюсные соединения, закрепленные на витках катушек заклепками и пайкой, заменяются на вынутом н разобранном полюсе.
После снятия лопаток вентиляторов и демпферных соединений держатели разбираются и межполюсные соединения распаиваются. Перед распайкой под соединение устанавливается ванночка для сборки вытекающего припоя. Катушки и межполюсные полосы защищаются мокрой асбестовой массой. Нагрев соединения производится газовыми горелками № 5 и 6. Разделение пластин при распайке выполняется лопаткой.
Снятая с полюса катушка устанавливается на шпальные прокладки. Зубилом срубаются заклепки, соединяющие виток катушки с выводной гибкой пластиной (межполюсной пластиной). Остатки заклепок выбиваются из отверстия витка, виток рихтуется и запиливается. Из медной полосы толщиной 0,5—1 мм нарезаются пластины по размерам чертежа или по образцу снятой межполюсной пластины. Заготовки протравливаются и лудятся припоем ПОС-61 в тигле. Облуженные пластины собираются в набор. Обычно крайние листы набора изготавливаются из меди толщиной 1 мм. Набор крепится в приспособлении (рис. 6.2), на длине контакта с витком выполняется пайка пластины.
Для предупреждения спайки листов набора за пределами контактного участка между листами рекомендуется прокладывать асбестовую бумагу. Запаянный конец набора обрезается на гильотинных ножницах по форме контактного соединения с витком катушки.
Изготовленная межполюсная пластина подкладывается под виток катушки, зажимается струбциной, по отверстиям в витке в пластине высверливаются отверстия под заклепки. Затем выполняется зенковка отверстий и опиливаются заусенцы. Под виток устанавливается оправка, межполюсная пластина вкладывается в углубление витка и приклепывается медными отожженными и полуженными заклепками диаметром 4,5—5 мм (рис. 6.3). Место соединения .пластин и витка пропаивается припоем ГЮС-40. Место пайки запиливается и подготавливается к изолировке.
Для замены второй межполюсной пластины катушка стягивается хомутами, перекантовывается на 180°. Выполняются операции, изложенные выше.
Нарушенная при замене межполюсного соединения витковая изоляция восстанавливается наклейкой (эмалью ГФ-92-ХС) на очищенный виток полосы изоляционного материала (в соответствии с требованиями чертежа), например .асбестовой бумаги 2X0,2, и дополнительно изолируется одним слоем встык .стеклолентой ЛЗС и асболентой с промазкой эмалью ГФ-92-ХС.
Для ремонта поврежденной витковой изоляции, не связанной с заменой •межполюсной пластины, витки катушки разделяются обмоточным ножом или -стеклотекстолитовыми клиньями. По всей длине разделенных витков удаляется витковая изоляция. Виток покрывается шеллаком, наклеиваются полосы асбестовой бумаги. Концы полос стыкуются со старой изоляцией с перекрытием. Допускается в качестве клеящего лака применение клея 88-Н. После ремонта витковой изоляции катушка устанавливается на сердечник полюса и опрессовывается приспособлением. После опрессовки выполняются испытания витковой изоляции.
При снятии катушки с полюса иногда повреждается и корпусная изоляция, изготовленная из микафолия или миканита. При небольших повреждениях такая изоляция восстанавливается местной наклейкой (после удаления поврежденного участка) полос миканита или микафолия клеем 88-Н или 30%ным спиртовым раствором шеллачного лака. В последнем случае лак может запекаться проглаживанием наложенной изоляции утюгом при температуре 140—150°С в течение 30—40 мин. Поврежденная корпусная изоляция, не подлежащая ремонту, заменяется стеклотекстолитовой.
Перед сборкой катушки на полюсе наружная поверхность витков очищается от загрязнения щеткой и протирается растворителем. Очищенные витки -покрываются эмалью ГФ-92-ХС. Осматриваются и отбраковываются металлические и изоляционные полюсные шайбы. На полюс с отремонтированной корпусной изоляцией устанавливаются нижняя изоляционная шайба и катушка с замененной межполюсной полосой. В лобовых частях катушка расклинивается стеклотекстолитовыми клиньями. Выполняются испытания корпусной изоляции катушки.
На катушку устанавливаются верхняя изоляционная шайба и металлическая шайба. Металлическая шайба фиксируется относительно изоляционной текстолитовыми штифтами, установленными в отверстия изоляционной шайбы. Катушка с шайбами в опрессованном состоянии по высоте не должна выступать над сердечником полюса и быть ниже его более чем на 2 мм. При необходимости изоляционная шайба обрабатывается по толщине или на верхний виток катушки наклеиваются стеклотекстолитовые выравнивающие прокладки.
Пайка межполюсных соединений указанной конструкции производится в хомут. Хомуты изготавливаются из листовой меди толщиной 2—3 мм и лудятся припоем ПОССу-61-0,5. Межполюсные соединения обжимаются и центруются относительно катушек приспособлением (рис. 6.5). На соединении устанавливаются хомут и металлические коробочки, изготовленные из стали толщиной 1,5—2 мм. Коробка закрепляется относительно катушек клиньями. Все места возможного протекания припоя заполняются увлажненной асбестовой массой. Межполюсные пластины от хомута до катушек закрываются асбестовой лентой и увлажненной асбестовой массой. Соединение (коробка) нагревается газовыми горелками № 5 и 6, пропаивается припоем ПОС-40. При пайке не допускается затекание припоя в радиусную часть межполюсного соединения. По окончании пайки коробка удаляется, пайка очищается от асбеста и зачищается от наплывов припоя. Качество пайки проверяется в соответствии с указаниями разд. 10. Затем выполняется сборка держателей межполюсных соединений.
Ремонт держателей межполюсных соединений. Ремонт держателей выполняется без выемки полюсов и состоит в замене шнуровых бандажей, изоляционных элементов, шпилек или болтов в зависимости от конструкции.
Изменение воздушного зазора по полюсам. Необходимость изменения зазора выявляется при проверке формы ротора. В зависимости от положения полюсов (минусовые или плюсовые отклонения от допусков) выполняется либо механическая обработка хвостовика полюса (с наружной стороны), либо установка в паз обода металлической прокладки. Величина обработки хвостовика и толщина прокладки рассчитываются по результатам измерения зазора. Металлическая прокладка, устанавливаемая в паз обода, загибается на верхнем конце и приваривается к ободу ротора электросваркой электродами УОНИИ, АНО и др. В случаях дообработки хвостовика полюса и при недостаточной общей толщине пары встречных клиньев клинья заменяются или на внутреннюю часть хвостовика устанавливаются металлические полосы. При установке дополнительной полосы в паз обода требуется механическая обработка клиньев, крепящих полюс, для уменьшения общей толщины.
Изменение воздушного зазора путем обработки поверхности полюсов в ус* ловиях ГЭС затруднительно и широкого распространения не получило. Встречные полюсные клинья допускается приваривать по отдельности к ободу ротора. Изменение положения полюса возможно и подгонкой толщины изоляционных шайб.
Уплотнение обода ротора. Для уплотнения обода ротора подтягиваются гайки стяжных шпилек, между пакетами с внутренней стороны обода забиваются стальные клинья. Выступающие части забитых клиньев обрезаются газорезкой и привариваются к ободу ротора. Прессовка обода ротора клиньями может выполняться вместе с горячей расклиновкой обода.
Обрыв стяжных шпилек обода внешним осмотром не обнаруживается и проявляется при подтягивании гаек шпилек.
Дефектная шпилька выбивается пневмомолотком через проставку и заменяется новой. При выбивании шпильки производится периодическая обрезка ее нижнего конца, выходящего из обода ротора. Гайки новой шпильки после затяжки стопорятся от самооткручивания электросваркой.


Яндекс.Метрика