Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов


Основные виды повреждений изоляции катушек полюсов ротора указаны в § 4.3. Технология ремонта таких повреждений выбирается в зависимости от наличия изоляционных материалов, располагаемых сроков ремонта, объема повреждений, конструкции изоляции и полюсов. Устранение местных повреждений изоляции отдельных полюсов выполняется обычно с использованием материалов, примененных в заводском исполнении.
Необходимость полной замены изоляции вызывается общим старением изоляции или задачами модернизации ротора. В практике ремонтов освоена замена витковой (асбестовой) и корпусной (миканитовой или стекло-асбестовой) изоляции катушек на стекло-изоляцию с применением эпоксидных лаков. Технологический процесс при полной замене изоляции катушек состоит из следующих основных операций: очистки витков катушек от старой изоляции, калибровки витков, рихтовки и опрессовки катушек, подготовки и наложения витковой изоляции, опрессовки катушек и запечки витковой изоляции, изготовления корпусной изоляции, подготовки полюсов к сборке катушек, установки корпусной изоляции, сборки катушек. Ниже приведены краткие технологические требования по выполнению полной замены изоляции катушек полюсов ротора.
Очистка витков от старой изоляции выполняется химическими средствами. Наиболее доступным раствором является каустическая сода с три-натрий-фосфатом, раствор которых заливается в ванну объемом до 2 м3. Ванна оборудуется опорами для установки катушек, электрическим подогревом, теплоизоляцией, трубопроводами наполнения и слива раствора. Высота ванны должна обеспечивать ее наполнение до уровня на 150—200 мм выше установленных на опоры катушек. Для указанного объема ванны достаточна мощность электрических нагревателей около 40—50 кВт. В качестве нагревателей могут применяться стандартный ТЭН (например, ТЭН-200 Е \Ь/Ь на напряжение 220 В, «Ш 22,73 А, мощностью 5 кВт). До установки катушки в ванну ее витки должны быть разделены и установлены в приспособление, обеспечивающее доступ химического раствора по всей поверхности витков.
Химическая обработка катушки производится при температуре кипения воды (без активного парообразования) до полного отделения старой изоляции от витков. Химически обработанная катушка промывается водой, контролируется полное отделение витковой изоляции.
При подготовке катушек к рихтовке витки зачищаются и калибруются. При этом проверяется состояние пайки соединительных пластин к виткам и витков друг с другом. Обнаруженные дефекты устраняются перепайкой соединений. Катушки рихтуются в приспособлении с контролем формы по шаблону. Отрихтованная катушка подвергается предварительной опрессовке на приспособлении (рис. 6.8). Общее давление на катушку при опрессовке выбирается из расчета удельного давления на витки примерно 7 МПа. Витковая изоляция может изготавливаться из пропитанной стеклоткани ПС-ИФ/ЭП толщиной 0,15 мм. Изоляция для прямолинейной части витков нарезается на роликовом станке. Изоляция для радиусных частей витков нарезается по шаблонам. В качестве клеящего лака может применяться эпоксидный лак горячего отвердевания, например ЭР 1-30. Прямолинейные и радиусные изоляционные прокладки приклеиваются на одну сторону витка, таким образом витки изолируются. Прокладки наклеиваются в два слоя со смещением стыков. На скошенную (внутреннюю) поверхность витков, в прямолинейной части устанавливаются прокладки из препрега. Витковая изоляция и прокладки бандажи руются к виткам одним слоем стеклоленты вразбежку с шагом не менее 50 мм. Изоляция участков витков в местах прилегания соединительных пластин усиливается дополнительно двумя слоями радиусных прокладок. На верхние и нижние витки катушек витковая изоляция накладывается на обе стороны витков. Катушки опрессовываются гидрофицированным приспособлением при удельном давлении на витки около 7 МПа. При отклонении высоты катушки в опрессованном состоянии от требований чертежа допускается изменение числа прокладок витковой изоляции или корректировка усилий опрессовки. Испытание витковой изоляции производится при удельном давлении на витки примерно 5—5,5 МПа. Значение испытательного напряжения переменного тока промышленной частоты выбирается из расчета 5,6 В на виток. Длительность испытания 5 мин. Отсутствие витковых замыканий определяется измерением падения напряжения по виткам (или измерением напряжения между соседними витками). В холодном состоянии катушки под давлением измеряется активное сопротивление катушки.
Нагрев катушки для запечки витковой изоляции производится от источника постоянного тока. Значение тока запечки не должно превышать 0,8 номинального тока обмотки ротора. Для ускорения нагрева катушка может тепло-изолироваться асбестовым полотном. При достижении витками температуры 80—90 °С при отключенном источнике питания выполняется под прессовка катушки при удельном давлении 7 МПа. Витковая изоляция запекается в течение 3 ч при температуре витков катушки 150—160 °С при поддержании указанного давления. Испытание запеченной витковой изоляции производится при температуре 120—130 °С и удельном давлении на витки примерно 5—5,5 МПа. Значение испытательного напряжения промышленной частоты выбирается из расчета 3 В на виток и выдерживается в течение 5 мин. Катушка с запеченной изоляцией вынимается из опрессовочного приспособления, зачищается от наплывов лака и лакируется эмалью ГФ-92-ХС.
Прямолинейная часть корпусной изоляции изготавливается из полос стеклотекстолита СТЭФ-1. Радиусная часть корпусной изоляции катушек изготавливается из пропитанной стеклоткани ПС-ИФ/ЭП с использованием эпоксидного лака горячего отвердевания. Изоляция формуется и выпекается в пресс-формах (рис. 6.11) при температуре и давлении, соответствующих запечке витковой изоляции. Перед сборкой катушек полюсы очищаются с применением негорючих моющих средств (перхлор-этилен, метилхлороформ, лобомид и т. п). Очищенный сердечник полюса продувается сжатым воздухом и покрывается лаком БТ-99. Изоляционные шайбы изготавливаются из стеклотекстолита СТЭФ1. Склеивание половин изоляционных шайб производится с использованием заклепок из стеклотекстолита.
При сборке катушек на полюсы должны быть измерены и заполнены зазоры между изоляционными шайбами и сердечниками, между шайбами и катушками. Зазоры до 1 мм выбираются приклейкой на клее 88-Н полос стеклоткани ПС-ИФ/ЭП с дополнительной бандажировкой стеклолентой. Зазоры более 1 мм выбираются установкой заполнителей из стеклотекстолита на клее № 88-Н или заклепках. При сборке корпусной изоляции зазоры по периметру катушек заполняются стеклотекстолитовыми вставками. Зазоры между вставками не должны превышать 2 мм. Затем изоляция полюса испытывается. В собранной на полюсе катушке стальные шайбы под пружинами не должны выступать над сердечником более чем на 1 мм и быть ниже сердечника более чем на 2 мм.


Яндекс.Метрика