Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Горячая расклиновка обода ротора


В эксплуатации гидрогенераторов ослабление расклиновки обода происходит в результате действия центробежных сил, а также при выборке зазоров между сегментами шихтованного обода и стяжными шпильками из-за слабой или неравномерной опрессовки обода, что в свою очередь может зависеть от степени отклонения от плоскостности использованных для сборки сегментов стали.
Нормы отклонения от плоскостности, мм, на 1 м длины стали при ее ширине до 1000 мм для различных видов плоскостности приведены ниже:
Особо высокая.................4     
Улучшенная.....................6
Высокая…………………………8        
Нормальная....................12
Визуальное ослабление расклиновки (уменьшение натяга между ободом и клиновыми частями шпонок обода, установленными на клиновые полосы спиц) проявляется в «проседании» обода при подъеме ротора на тормозные домкраты. Работа гидрогенератора с ослабленной расклиновкой обода приводит к повышенному биению вала и повреждению подпятника и подшипников, сколам заплечиков, выползанию клиновых частей и шпонок с их отгибом и повреждением обмоток статоров. Натяг обод — спицы для гидрогенераторов определяется габаритами обода, рабочей частотой вращения ротора и составляет 1— 2,5 мм на радиус и должен соответствовать требованиям чертежей предприятия-изготовителя. Натяг должен обеспечивать плотную посадку обода на спицы при угонной частоте вращения с учетом эксплуатационных температур, центробежных усилий от собственного веса обода и полюсов, а также удержания массы остова, вала ротора генератора, надставки вала (с якорем возбудителя), вала рабочего колеса турбины при торможении.
Доведение ослабленного натяга до значений, указанных в чертежах предприятия-изготовителя, производится путем дополнительной подбивки клиновых частей шпонок обода при нагреве обода до расчетной температуры, что позволяет обеспечить необходимый натяг обода на спицы после остывания. Обе клиновые части шпонок должны после забивки располагаться по всей высоте обода, т. е. клинья, забиваемые сверху, должны выйти снизу своими тонкими концами. Обод нагревается различными методами (индукционным, активными потерями в обмотке ротора и статора или электрическими нагревателями) до температурного перепада обод — спицы 20—50 С. Контроль температуры спиц, обода и токоведущих частей при нагреве производится ртутными термометрами, термопарами или термометрами сопротивления. Абсолютный нагрев катушек полюсов ротора и обмотки статора не должен превышать номинальных значений. Увеличение радиуса обода при нагреве контролируется по показаниям индикаторов часового типа, закрепляемых на спицах с упором штока в обод. При достижении расчетного температурного перепада по показаниям индикаторов определяется остаточный натяг либо образование зазора между ободом и спицами. Допустимым является остаточный натяг (при указанном температурном перепаде) не менее 0,3 мм. Размер осадки верхних забивных клиновых частей шпонок определяется произведением дополнительного натяга (рассчитанного по показаниям индикаторов) и уклона клиньев (уклон обычно 1:200). При невозможности обеспечить натяг подбивкой клиновых частей из-за недостаточного вылета клиновых частей шпонок над клиновыми полосами спиц устанавливаются калиброванные прокладки на всю длину шпонок либо заменяются пары клиновых частей шпонок.
Основные технологические операции при горячей расклиновке обода ротора: 1) демонтаж перекрытий верхней крестовины и воздухоразделяющих щитов; 2) подъем ротора с установкой опор под спицы (в зависимости от конструкции крепления сегментов тормозного кольца); 3) снятие накладок на выходе клиновых частей шпонок из обода; 4) проверка опрессовки обода, холодная подклиновка обода, измерение длины выступающих концов клиньев, проверка формы ротора и заполнение формуляра; 5) чистка и продувка обода, спиц и полюсов ротора; 6) сборка схемы нагрева. При индукционном нагреве на обод наматывается девять-десять витков кабеля и обод изолируется теплоизоляционным материалом, напряжение источника питания 35—40 В. Нагрев активными потерями в обмотке ротора производится с использованием резервного возбудителя или соответствующей мощности мотор-генератора, ток при нагреве — не более 0,7 при изолированном теплоизоляционным материалом ободе. Нагрев обода активными потерями в обмотке статора и ротора производится при питании постоянным током не более 0,7мм статора и ротора (при этом для статоров и роторов с водяным охлаждением обмоток системы заполняются водой я в соответствии с эксплуатационными инструкциями обеспечивается ее циркуляция). Затем устанавливаются дополнительные приборы для контроля температуры спиц, обода и катушек полюсов, индикаторы часового типа с натягом 3 мм штоков на обод ротора, проверяются сопротивления изоляции токоведущих частей схемы нагрева и обмоток, после чего включается источник питания.
Допустимая скорость нагрева обода и обмотки ротора — не более 10 °С в час, скорость нагрева регулируется подбором количества витков намагничивающей обмотки, изменением тока резервного возбудителя или мотор-генератора. Допустимая температура обмоток статора и ротора, а также конденсата У статоров и роторов с водяным охлаждением обмотки 80 °С, длительность нагрева для мощных гидрогенераторов — ориентировочно 36—48 ч. В процессе нагрева производится контроль температуры и увеличения радиуса обода, при достижении температурного перепада обод — спицы 25—50 °С выполняется дополнительная расклиновка обода, установка калиброванных прокладок или замена клиньев на новые. Если обод концентричен, то при расклиновке одновременно забиваются диаметрально противоположные клинья; если эксцентриситет обода превышает допуск, указанный в табл. 6.1, то расклиновкой клиньев на определенной стороне обода добиваются уменьшения эксцентриситета ротора до допустимого размера. Заменяемые клинья вынимаются с применением скоб, привариваемых к ним, и крана. Клинья изготовляются из горячекатаной стали Ст.5 (ГОСТ 380—71) квадратного или прямоугольного сечения. Закладные клинья после заклиновки фиксируются с забивными клиньями электросваркой, затем устанавливаются накладки, разбираются схемы нагрева, убираются приборы термоконтроля и измерения натяга, снимается теплоизоляционный материал.


Яндекс.Метрика