Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора


Для оценки состояния и определения объема капитального ремонта возбудителя важное значение имеет наблюдение за его работой в эксплуатационных условиях в период, непосредственно предшествующий выводу генератора в ремонт. При наблюдении следует установить: степень искрения щеток с оценкой ее согласно табл. 7.1 (под нагрузкой и при ее отсутствии), вибрацию щеточного аппарата, степень нагрева конструктивных частей и электрические параметры возбудителя. По результатам наблюдений определяются некоторые виды работ при ремонте (табл. 7.2). Окончательно объем работ уточняется по результатам осмотра. Замеряются зазоры между якорем и полюсами (главными и дополнительными), и полученные значения сравниваются с данными заводского (монтажного) формуляра.
Проверяется при поворотах с помощью индикатора часового типа биение коллектора для выяснения равномерности его износа и необходимости проточки. При этом начальная точка замеряется дважды. При неровностях до 0,2 мм коллектор полируется. Для полировки применяют деревянную колодку с прикрепленной к ней мелкой стеклянной бумагой. При биении от 0,2 до 0,5 мм и отсутствии глубоких кольцевых выработок имеющиеся неровности устраняют шлифовкой, используя подогнанное под нужный радиус приспособление (рис. 7.1,а). При неудовлетворительных данных эксплуатации и при биении, превышающем 0,5 мм, коллектор протачивается. Проточка производится на станке или на месте установки. Коллектор допустимо протачивать только до указанного в заводской документации минимального диаметра, подача резца при проточке — не более 0,1 мм за один оборот. Проточка завершается полировкой для устранения царапин и других местных дефектов с целью улучшения коммутации.
По мере износа меди изоляция между пластинами коллектора продороживается. Продороживание коллектора выполняется электропродороживателем или специальной фрезой, вращаемой электрической или пневматической машинкой с разъемным коническим валом 2. Дисковая фреза 3 диаметром 20— 25 мм и толщиной 0,8—1 мм закрепляется на валу специальным держателем 4 со встроенным подшипником. При небольших объемах продороживание может выполняться вручную — приспособлением, изготовленным из ножовочного полотна. Миканит (или слюда) между коллекторными пластинами выбирается на глубину 1,5—3 мм. Перед производством работ необходимо принять меры, предотвращающие попадание пыли внутрь машины. По окончании продороживания специальным ножом снимаются фаски, затем коллектор протирается чистой не волокнистой тряпкой, слегка смоченной в негорючем моющем средстве.
Коррекция зазоров между якорем и полюсами при обоснованной необходимости (в исключительных случаях) производится установкой прокладок между полюсами и ярмом.
Обмотка якоря проверяется измерением падения напряжения на коллекторе. К двум смежным пластинам коллектора при помощи пары щупов подводится постоянный ток (около 5 А), второй парой щупов замеряется падение напряжения на этой паре пластин. При наличии замыкания витков катушкн9 присоединенной к контролируемой паре пластин, сопротивление ее будет меньше, чем на других парах. При наличии обрыва в обмотке, плохого контакта (плохого качества пайки) падение напряжения между пластинами, к которым присоединена дефектная катушка, будет заметно большим, чем на других парах пластин.
Искрение под всем краем щетки. Допускается только при кратковременных толчках нагрузки и перегрузках
Значительное искрение под всем краем щетки с наличием крупных и вылетающих искр. Допускается, только если при этом коллектор и щетки остаются в состоянии, пригодном для дальнейшей работы
Отсутствие почернения на коллекторе от нагара на щетках
Появление следов почернения на коллекторе, легко устраняемых протиранием поверхности коллектора моющим средством, а также следов-нагара на щетках Появление следов почернения на коллекторе, не устраняемых протиранием поверхности коллектора моющим средством, а также следов нагара на щетках Значительное почернение на коллекторе, не устраняемое протиранием поверхности коллектора моющим? средством, а также подгар и разрушение щеток
По окончании каждого измерения сначала отключают вольтметр, затем снимают напряжение, с тем чтобы прибор не повредился от ЭДС самоиндукции. При подаче напряжения на вал-коллектор подобным образом выявляется место глухого замыкания якоря на корпус. На- паре пластин, между которыми расположено место замыкания, резко изменится показание вольтметра.
Измеряются сопротивление изоляции обмоток и сопротивление обмоток при постоянном токе. Проверяется отсутствие обрывов в обмотках главных и дополнительных полюсов. Обрыв или плохой контакт в петушках и хомутиках, на коллекторе устраняют перепайкой в этих местах. Для пайки, как правило, применяются оловянистые припои, а также циркониевые, если при тяжелых режимах эксплуатации отмечался повышенный нагрев. При обрыве проводников, замыканиях на корпус и между витками необходима замена катушки или частичная перемотка якоря. При выявлении места замыкания на выходе катушки из паза в качестве временного решения можно рекомендовать усиление изоляции в поврежденных местах установкой под катушку изоляционных клиньев или прокладок. В исключительных случаях применяется выключение катушки петлевой обмотки, имеющей повреждение (обрыв или замыкание на корпус в пазовой части).
Проверяются проволочные бандажи, устраняются их обрывы. Участки бандажей с отслоением витков зачищаются, промываются негорючим моющим веществом и пропаиваются. По окончании ремонта обмотку и сердечник промывают негорючим моющим составом, просушивают, покрывают лаком БТ-99 и эмалью ГФ-92-ХС.
Проверяется правильность установки щеткодержателей. Расстояние от обоймы щеткодержателя до поверхности коллектора должно составлять 2,5—3 мм, нормальный зазор между щеткой и обоймой 0,2—0,3 мм. При необходимости жесткость щеточного аппарата увеличивается установкой дополнительных изолирующих планок, соединяющих брикеты. Заменяются дефектные щетки (щетки с неровной рабочей поверхностью, обломанными краями, со следами подгара, с царапинами, забитыми медной пылью, и т. п.). Проверяется установка щеток по высоте коллектора. След пары смежных щеток (брикетов) должен быть сдвинут относительно следа предыдущей пары, с тем чтобы износ коллектора был относительно равномерным. Щетки притираются к поверхности коллектора по месту. Притирку выполняют с помощью стеклянной бумаги, накладываемой на поверхность коллектора, переходя последовательно от больших номеров бумаги к малым. После притирки с помощью пылесоса удаляют угольную пыль и зерна стекла с коллектора и щеточного аппарата.
Проверяется правильность положения траверсы индуктивным методом, и при необходимости производится установка щеток на нейтраль.
Для проверки нажатия щеток динамометр закрепляется за прижимающий щетку рычаг. Между щеткой и коллектором прокладывается лист бумаги.


Яндекс.Метрика