Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов


Модернизация полюсов роторов гидрогенераторов. С целью снижения местных нагревов в торцевых зонах сердечника статора, обусловленных главным образом аксиальной составляющей поля ротора, на нажимных полюсных щеках и на сердечниках полюсов выполняются поперечные прорези. На ряде гидрогенераторов уменьшением аксиальной составляющей поля ротора достигнуто снижение нагрева торцевых зон статоров в 1,8—2 раза.
Модернизация межполюсных соединений катушек полюсов. В целях улучшения технического обслуживания на Красноярской ГЭС были заменены паяные межполюсные соединения ротора болтовыми, обеспечивающими высокую эксплуатационную надежность.
Форсирование охлаждения меди катушек полюсов обмоток роторов гидрогенераторов типа ВГС 325/84-40 и ВГС 700/80-40. Обмотки статоров этих гидрогенераторов при номинальной нагрузке имели достаточный тепловой запас, в то время как обмотки роторов имели предельный перегрев. Снижение перегрева обмоток роторов достигнуто благодаря приданию путем фрезерования боковой поверхности витков катушек треугольной формы, что увеличило поверхности охлаждения.
Модернизация стыков активной стали сердечников статоров. Надежность гидрогенераторов в значительной степени зависит от вибрационного состояния его составных частей. Конструкция узла стыка активной стали сердечников статоров на некоторых типах действующих гидрогенераторов не обеспечивает длительную, надежную эксплуатацию сердечников статоров более 7—8 лет, по истечении которых вибрация отдельных стыковых зон достигает недопустимых величин, что приводит к необходимости во время капитального ремонта производить замену стыковой прокладки.
Предложен новый способ стыковки секторов сердечника, основной идеей которого является выравнивание плоскостей стыкуемых секторов сердечника с помощью формующегося материала типа препрег горячего отвердевания. При этом на домкратах, установленных на ободе ротора, поднимаются две лапы верхней крестовины, примыкающие к ремонтируемому стыку; разбирается стык корпуса статора и с помощью домкрата, установленного под стыком, стыковая зона поднимается до получения зазора 4,5 мм в нижней части стыка. В стык вставляется стальная полоса толщиной 1 мм, обернутая препрегом. Для предотвращения прилипания препрега к полосе последняя обертывается триацетатной пленкой. Приподнятые секторы опускаются и стягиваются. Стальная полоса подключается к источнику тока, и устанавливается ток 400—600 А, обеспечивающий температуру полосы 100—110 °С, при которой в течение 20 ч запекается препрег. При затяжке стыка и запечке заполняются все неровности шихтованной поверхности стыка и тем самым обеспечивается равномерное усилие по всему стыку. После этого стальная полоса и пленка извлекаются из зазора и устанавливается прокладка из электрокартона, пропитанная в лаке БТ-99, толщиной, обеспечивающей натяг в стыке 0,3—0,4 мм.
Длительная эксплуатация ряда крупных гидрогенераторов подтвердила высокую эксплуатационную надежность стыков, выполненных вышеизложенным способом.
Усиление крепления обмоток с термореактивной изоляцией. При замене компаундированной статорной обмотки на термореактивную должно быть уделено особое внимание ее креплению. Лобовые части должны быть надежно зафиксированы в радиальном и тангенциально направлениях. Конструкция крепления должна обеспечивать целостность обмотки при внезапных коротких замыканиях, не должна препятствовать перемещению стержней в аксиальном направлении, должна обеспечивать допустимый уровень вибрации обмотки в течение периода эксплуатации. Детали крепления обмотки должны быть изготовлены из изоляционных материалов типа стеклотекстолита или должны быть прессованными из материала АГ-4.
Устанавливаются детали в лобовых частях непосредственно на обмотки, предварительно промазанные эпоксидными лаками холодного отверждения, или через прокладки из формующегося материала типа препрег. Лобовые части стержней в пределах каждого слоя и между ними должны закрепляться само-усаживающимся полиэфирным лавсановым шнуром, который должен быть пропитан перед установкой и промазан после наложения бандажа эпоксидным составом холодного отверждения.
Стержни обмоток статоров крупных гидрогенераторов в целях предотвращения сползания и в процессе эксплуатации закрепляются системой колодок и клиньев или упорных деталей специальных конструкций.
Перечисленные способы крепления не исключают других конструктивных решений.
Шихтовка активной стали сердечников статоров в кольцо и укладка новых обмоток с термореактивной изоляцией. Длительный, более 20 лет, опыт эксплуатации гидрогенераторов Волжских ГЭС типа СВ 1500/200-88 мощностью 115 МВт подтвердил высокую надежность отечественных машин в течение назначенного срока службы. После 25 лет эксплуатации необходимость полной замены обмоток статоров вызывается появляющимся в этот период прогрессирующим ионизационным разрушением компаундированной изоляции.
Одновременно с заменой обмоток на новые, с термореактивной изоляцией, было решено перешихтовать активную сталь сердечников статоров в кольцо, применив при этом холоднокатаную текстурованную сталь (рис. 9.4). Магнитные пальцы на нажимных гребенках и бандажные кольца заменены на немагнитные. Применение обменных статоров позволило более чем в 4 раза сократить время отключения гидрогенератора от сети для проведения работ по модернизации.
Принят следующий порядок модернизации в три этапа.
На первом этапе производятся разборка подлежащего модернизации статора и сборка нового сердечника. Работы ведутся по отработанной в условиях завода технологии. Опрессовка сердечника статора производится с помощью специального гидравлического прессующего устройства (рис. 9.5), обеспечивающего удельное давление в сердечнике 2,2 МПа. Принципиально новым в практике сборки статоров гидрогенераторов в кольцо является метод холодной растяжки опрессованного сердечника статора, разработанный НИИ ЛПЭО «Электросила».
Второй этап — укладка обмотки статора в пазы, уплотнение ее гофрированным полупроводящим стеклотекстолитом, пайка головок стержней серебряным или циркониевым припоем. Качество пайки проверяется ультразвуковым дефектоскопом. На головки устанавливаются изоляционные коробки-формы, которые заливаются специальным компаундом.
На третьем этапе производится замена очередного статора модернизированным без разборки ротора.
Модернизированные по указанной технологии статоры могут работать без капитального ремонта более 6 лет, а срок службы по данным завода «Электросила» повысится до 40—45 лег. Ниже приведена ориентировочная стоимость, тыс. руб., модернизации гидрогенераторов СВ 1500/200-88 с перешихтовкой сердечников статоров в кольцо и укладкой новых обмоток с термореактивной изоляцией:
Комплект активной стали и детали крепления           .              .              .              .315
Комплект стержней..........................................412
Комплект изоляционных деталей материалов, шин и бандажных колец...................................................120
Комплект оснастки, разборка старого и сборка нового статора, тепловые и вибрационные испытания и прочие работы 300
Итого: 1147


Яндекс.Метрика