Меню раздела

Система планово-предупредительного ремонта
Номенклатура и объем работ
Технические данные гидрогенераторов
Статоры гидрогенераторов
Роторы гидрогенераторов
Система возбуждения гидрогенераторов
Опорные конструкции гидрогенераторов
Системы смазки и охлаждения подпятников
Разборка и сборка гидрогенераторов
Переклиновка обмотки статора
Ремонт деталей крепления сердечника статора
Ремонт активной стали
Ремонт повреждений изоляции стержней обмотки статора
Пайка соединений обмотки
Изолировка соединений обмотки
Сборка обмотки статора
Ремонт ротора с частичной и полной разборкой
Ремонт ротора с полной заменой изоляции катушек полюсов
Горячая расклиновка обода ротора
Ремонт токоподвода, контактных колец и щеточного аппарата
Ремонт машинного возбудителя гидрогенератора
Ремонт элементов системы тиристорного возбуждения
Ремонт системы охлаждения
Испытания тиристорного возбудителя
Ремонт вспомогательного генератора
Разборка и сборка подпятников и подшипников
Ремонт подпятников
Ремонт опорных болтов и тарельчатых опор
Ремонт направляющего подшипника опорных болтов
Модернизация гидрогенераторов
Модернизация систем вентиляции
Модернизация элементов конструкции гидрогенераторов
Модернизация подпятников
Повреждения в обмотке и сердечнике статора
Мповреждения в обмотке ротора
Повреждения в системе охлаждения и вентиляции
Эксплуатационные испытания и измерения
Сушка обмотки статора гидрогенераторов
Испытания гидрогенераторов на нагревание
Специальные испытания и измерения
Испытания обмоток при ремонтах гидрогенераторов
Инструмент, приспособления и оснастка

 

 

 

 

Статоры гидрогенераторов


Статор гидрогенератора состоит из корпуса, сердечника, обмотки и снабжается закладными частями для крепления к фундаменту.
Корпуса статоров гидрогенераторов изготовляются из листовой углеродистой стали методом сварки и имеют следующие типы исполнений:
цилиндрическое — для статоров большого диаметра тихоходных мощных машин, главным образом зонтичного типа;
многогранное — для статоров быстроходных машин.
Корпуса статоров малого диаметра горизонтальных гидрогенераторов капсульного типа делаются герметизированными. Статоры крупных гидрогенераторов достигают по наружному диаметру корпуса 20 м, а по высоте 3—4 м.
Для возможности транспортировки по железной дороге статор, если его диаметр превосходит 5 J4, обычно разделяется в зависимости от габаритов машины на 2, 3, 4, 6 частей, называемых секторами. Каждый сектор соединяется с помощью стыковых плит и болтов на месте монтажа; там же укладывается часть обмотки, приходящаяся против стыка сердечника.
Для строповки при кантовках и переноски секторов статора в верхнюю часть каждого из них обычно вваривают по две специальные проушины — захваты, которые обеспечивают при переноске более равновесное положение и облегчают установку секторов на фундамент.
Корпус статора представляет собой кольцевую конструкцию, состоящую из наружной обшивки, четырех-пяти горизонтальных поясов ребер — полок, вертикальных ребер и распорных угольников, выполняющих роль ребер жесткости и передающих вращающий момент на фундамент. Количество, ширина и толщина ребер и полок определяются необходимой жесткостью статора при переноске и кантовке его отдельных разъемных частей. В табл. 2.5 и на рис. 2.5 указаны толщины обшивок и горизонтальных полок.
С внутренней стороны к полкам корпуса статора с помощью косынок с заданным определенным шагом приварены вертикальные клинья, имеющие с одной стороны профиль формы ласточкина хвоста. На этих клиньях собирают активную сталь статора. Верхний и нижний горизонтальные пояса-полки выполнены утолщенными меньшей ширины. Верхний пояс корпуса служит опорой под верхнюю крестовину и систему перекрытий шахты генератора, а нижний— для крепления статора к фундаментным плитам. Корпус крепится к фундаменту посредством фундаментных плиток и фундаментных болтов. В наружной обшивке корпуса имеются окна для прохода нагретого воздуха к воздухоохладителям и для вывода шин обмотки.
Сердечник статора представляет собой активную часть гидрогенератора, предназначенную для проведения магнитного потока и размещения обмотки.
Сердечники собираются из сегментов высоколегированной холоднокатаной электротехнической стали толщиной 0,5 и 0,35 мм с пониженными удельными потерями. Перед сборкой сегменты стали с обеих сторон покрывают тонким слоем изоляционного лака печной сушки. Сегменты подразделяются на основные, дополнительные, крайние и вентиляционные. Основные сегменты составляют более 90% общего числа закладываемых в сердечник сегментов.
Дополнительный сегмент по площади и центральному углу составляет обычно половину основного сегмента и предназначен для перекрытия одного слоя сегментов относительно другого слоя (перевязь стыков) и сборки активной стали в пределах одного сектора. Крайние сегменты получаются путем обрубки зубцов сегментов.
Вентиляционные сегменты штампуются из менее углеродистой стали, что обеспечивает хорошую точечную приварку к ним вентиляционных распоров.
По длине сердечник статора разделен на пакеты толщиной 40—50 мм, между которыми устанавливаются дистанционные распорки из специального проката двутаврового и другого сечения, образующие по всей длине вентиляционные радиальные каналы шириной 10 мм для прохода охлаждающего воздуха.
Для уменьшения потерь и нагревов, вызванных торцевыми магнитными полями, верхний и нижний крайние пакеты сердечника имеют ступенчатую форму, а во избежание «распушевки» их собирают из монолитных, заранее запеченных элементарных пакетов, состоящих из 7—10 крайних сегментов, склеенных специальными изоляционными лаками на основе эпоксидных смол.
В процессе сборки сердечник прессуется и окончательно стягивается длинными шпильками, проходящими по всей высоте между корпусом и спинкой сердечника, при помощи нажимных гребенок, состоящих из плит и приваренных к ним нажимных пальцев. В мощных гидрогенераторах для уменьшения нагрева торцевых частей статора от магнитных полей пальцы гребенок выполняются из немагнитной стали.
Обмотка статора является наиболее ответственным узлом гидрогенераторов, определяющим их долговечность и надежность работы. Конструкция обмотки выбирается в зависимости от мощности и системы охлаждения.
Для гидрогенератора средней мощности с воздушным охлаждением применяется катушечная и стержневая двухслойная обмотка, для генераторов большой мощности с воздушным охлаждением — стержневая двухслойная, а для гидрогенераторов с внутри-проводниковым водяным охлаждением — однослойная стержневая или двухслойная стержневая обмотка.
Обмотки статора стержневого типа имеют целый ряд эксплуатационных преимуществ перед обмотками других типов. Стержень обмотки состоит из отдельных изолированных медных проводников прямоугольного сечения, а в случае непосредственного водяного охлаждения — из чередующихся полых и сплошных проводников с изоляцией из стекловолокна на термореактивном лаке. Для внутри-проводникового охлаждения применяется дистиллированная вода в замкнутом контуре. Подача и слив воды осуществляется через кольцевые трубопроводы. Подвод и отвод воды к стержням осуществляется через специальные наконечники. Все баки, трубопроводы, арматура и аппаратура замкнутой циркуляционной системы обмотки статора выполняются из коррозионно-стойких материалов. В качестве основной корпусной изоляции стержней обмотки статора в настоящее время используется непрерывная изоляция на термореактивных связующих из материалов класса F. Микалентная изоляция на битумном связующем применяется в основном для однослойных стержневых обмоток, имеющих особо сложную конфигурацию корзиночных лобовых частей, и для катушечных многовитковых обмоток, используемых в гидрогенераторах небольшой мощности. Обмоточные данные статоров приведены в табл. 2.7.


Яндекс.Метрика