Меню раздела

Схема устройства и принцип работы паровой машины
Индикатор
Теплоиспользование
Потери в паровой машине
Коэффициенты полезного действия паровой машины
Использование отработавшего пара
Парораспределение
Уравнение движения золотника
Полярная золотниковая диаграмма
Построение индикаторной диаграммы по золотниковой
Цилиндрический золотник
Клапанное парораспределение
Регулирование
Количественное регулирование
Регуляторы давления
Понятие о реверсивном устройстве
Скорость и ускорение поршня
Силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме
Расчет маховика
Детали паровой машины
Устройство сальника с мягкой набивкой
Поршни, штоки
Смазка паровых машин
Система смазки
Назначение конденсаторов
Конденсаторы смещения
Паровые машины локомобилей
Конструкции стационарных паровых машин
Пуск машины в ход
Обслуживание во время работы и остановка машины
Ненормальности в работе машины

 

 

 

 

 

Смазка паровых машин


смазочные материалы
При работе машины в соприкасающихся деталях возникает трение. На преодоление сил трения затрачивается часть работы; кроме того, трущиеся поверхности сильно изнашиваются, а сами детали перегреваются, что может вызвать их деформацию.
Для уменьшения сил трения применяется смазка. При наличии смазки трущиеся металлические поверхности разъединяются тонким слоем масла, силы сцепления которого значительно меньше сил сцепления металлических поверхностей. Кроме того, с целью уменьшения трения такие нагруженные трущиеся узлы, как подшипники, имеют на поверхности трения специальный антифрикционный сплав.
Чтобы обеспечить смазку, трущиеся детали должны быть собраны так, чтобы в местах трения между поверхностями оставался зазор, в который можно было бы подвести смазку. Во вращающихся частях зазор между валом и подшипником неодинаков: в верхней части больше, а в нижней меньше. Масло подается в подшипники в том месте, где зазор больше. При вращении вала масло увлекается поверхностью шейки вала из широкой части зазора в узкую;
между валом и нижней частью подшипника образуется так называемый масляный клин; здесь создается повышенное давление масла, вследствие чего вал приподнимается в подшипнике и уже не касается его стенок.
Недостаточная смазка влечет за собой повышенный износ, перегрев, задиры трущихся поверхностей и вывод машины из строя. Так как процесс трения сопровождается выделением тепла, то достаточное количество масла, идущее на смазку, обеспечивает отвод тепла от трущихся поверхностей. Однако слишком обильная смазка вредна, так как приводит к ненужным расходам масла и к загрязнению машины.
Применяемые для смазки масла характеризуются следующими основными свойствами:
липкостью, т. е. способностью хорошо прилипать к смазываемым поверхностям;
вязкостью, т. е. достаточной силой сцепления частиц масла, способной выдержать давление между трущимися поверхностями, не выжимаясь из зазора;
температурой вспышки, т. е. температурой, при которой пары масла вспыхивают при приближении пламени, не вызывая горения самого масла; особое значение это свойство приобретает для цилиндров, работающих перегретым паром;
температурой застывания, т. е. температурой (наивысшей), при которой масло теряет свою текучесть; эта температура характеризует пригодность масла для работы при низких температурах;
удельным весом, который не характеризует смазывающей способности масла, однако понижение удельного веса сопровождается понижением вязкости и температуры вспышки;
коксуемостью, т. е. способностью масла выделить твердый остаток при нагревании, приводящей к образованию нагара;
внешним видом и прозрачностью, которая характеризует степень очистки; наличие твердых частиц вызывает повышенное трение; почти полное отсутствие запаха —признак доброкачественности масла; легко ощутимый запах свидетельствует о плохой очистке или наличии примесей;
окисляемостью кислородом воздуха, приводящей к образованию различных кислот;
кислотностью, вызывающей разъедание металлических поверхностей.
В паровых машинах различают смазку внутреннюю и внешнюю. Под внутренней смазкой понимается смазка рабочих поверхностей, омываемых паром (цилиндры, золотники, сальники и проч.); под внешней — смазка деталей, не соприкасающихся с паром (подшипники и пр.).
Для внутренней смазки машин, работающих насыщенным паром, рекомендуется применять масло цилиндровое 24 (Вискозин), а при давлении свежего пара до 6 am —цилиндровое 11 (цилиндровое 2). Для машин, работающих перегретым паром, наилучшим маслом является цилиндровое 52 (Вапор), затем цилиндровое 38 (цилиндровое 6).
При выборе масла для внешней смазки следует руководствоваться нагрузкой деталей, скоростью движения, величиной зазоров для смазки. При большой нагрузке детали и при относительно больших зазорах применяют более вязкое масло; при большой скорости движения применяют менее вязкие сорта смазки.
Смазку подшипников коренного вала, шатуна, а также ползуна можно производить маслом индустриальным 45 (машинное С), индустриальным 50 (машинное СУ) или индустриальным выщелоченным 45В (машинное СВ). Внешнюю смазку всех незначительно нагруженных частей можно производить маслом индустриальным 30 (машинное J1).
В табл. 5 приведены некоторые свойства вышеуказанных масел.
В тех случаях, когда подведение жидкой смазки невозможно, применяют так называемые консистентные смазки, состоящие из смеси минерального масла с омыленным растительным маслом.


Яндекс.Метрика