Защита турбины от разгона


Сравнение систем защиты от разгона
Разрушения, происходящие при аварийном повышении угловой скорости, настолько велики, что необходимо принимать все доступные меры для предотвращения подобных аварий. Надежность работы современных крупных агрегатов в подобной ситуации обеспечивается рядом мероприятий, выработанных мировой практикой турбостроения. К ним относятся:
1. Наличие двух совершенно независимых систем защиты: автомат безопасности — стопорный клапан и регулятор скорости — регулирующие клапаны. Обе системы хорошо дополняют друг друга. Автомат безопасности — регулятор статически неустойчивый, поэтому его перестановочная сила непрерывно возрастает, как только груз регулятора оторвется от упора. Но этот регулятор в нормальной эксплуатации неподвижен (находится на упоре), «и поэтому всегда существует неуверенность в его работоспособности. Регулятор скорости — статически устойчивый, и поэтому его перестановочная сила относительно мала и практически неизменна на всем ходе муфты, но этот регулятор постоянно находится в работе и поэтому его работоспособность подконтрольна. Обе системы должны полностью обеспечить безопасность агрегата пои условии отказа в работе одной из них. Чтобы проверить работоспособность обеих систем защиты, приходится периодически проводить их проверку IB эксплуатационных условиях.
2.            Проверка защиты автомата безопасности — стопорного клапана производится на холостом ходу. Этим по существу определяется только быстродействие всех элементов, но не учитывается влияние промежуточных объемов пара, которые увеличивают угловую скорость ротора и после закрытия стопорного -клапана, если при сбросе нагрузки основная система регулирования скорости выйдет из строя. Приходится учитывать дополнительное повышение оборотов «ротора на основании предварительных расчетов. Поэтому при расчете турбоагрегата на прочность следует принимать в расчет более высокий уровень угловой скорости, чем тот, на который настраивается автомат безопасности.
3.            Проверку быстродействия основной системы регулирования приходится делать путем сброса полной нагрузки, т. е. в реальных аварийных условиях. При этом согласно ПТЭ динамическое повышение угловой скорости должно быть «иже уровня настройки автомата безопасности. Казалось бы, можно допустить, чтобы динамическое повышение угловой скорости ротора в этом случае было несколько выше установленного предела. Но тогда, чтобы проверить насколько выше поднимется угловая скорость, придется отключить автомат безопасности, чтобы его срабатывание не исказило результаты испытаний. Каждому эксплуатационнику ясно, что проводить опыты со сбросом нагрузки с выключенным автоматом безопасности настолько рискованная операция, что вряд ли целесообразно идти на подобный риск. Поэтому всегда должно соблюдаться требование, чтобы повышение угловой скорости при сбросе «полной нагрузки, при нормальном действии системы регулирования, было ниже настройки автомата безопасности.
Конечно, при недостаточной надежности оборудования можно производить настройку автомата безопасности на минимально допустимый уровень, но при этом исключается проверка защитной функции основной системы регулирования, поскольку во всех случаях отключения от сети будет проверяться работоспособность только защиты. Сможет ли основная система регулирования предупредить повышение угловой скорости сверх допустимого значения, останется невыясненным до момента отказа системы защиты.


Яндекс.Метрика