Система аварийного резервирования масло снабжения


Использование резервных емкостей
Все турбины мощностью до 200 Мог в СССР строились с главными масляными насосами, приводящимися от вала основного агрегата. Надежность такого привода подтверждена опытом эксплуатации тысяч турбин различных мощностей как зарубежных, так и советских заводов. Особенностью такого привода было и то, что в" случае исчезновения питания собственных нужд турбину можно было безаварийно остановить без пуска вспомогательного масляного насоса, несмотря на непрерывна уменьшающуюся подачу масла главным масляным насосом.
При проектировании турбин К-300-240 и при создании агрегатов еще больших мощностей оказалось весьма затруднительным создание надежных маслопроводов к переднему стулу турбины с достаточной степенью самокомпенсации его больших перемещений. Одновременно было необходимо применять давление масла на регулирование не меньше 20 кгс/см. Большие расходы масла «а смазку и соответственно большие емкости масляных баков затрудняли их расположение возле переднего стула турбины, а это было необходимо для обеспечения надежного всасывания при приводе масляного насоса от вала основного агрегата. Все это не только затрудняло проектирование установки, но и создавало серьезную угрозу пожара масла, особенно при условия неустранимых гидравлических ударов при быстрых перемещениях главных сервомоторов. Поэтому при проектировании мощных турбин конструкторы вынужденно пошли на замену привода главного масляного насоса на электрический и использование в системе регулирования негорючих жидкостей.
(Применение электропривода резко снизило надежность масло снабжения. При исчезновении напряжения в линии собственных нужд почти мгновенно прекратится подача масла в систему смазки что, безусловно, приведет к расплавлению подшипников турбоагрегата. ВТИ была разработана система аварийного масло снабжения, обеспечивающая не только безаварийный переход с основного масляного насоса на резервный, но и остановку агрегата без подачи масла от насосов.
В крышках подшипников выполняется ограниченная емкость. Масло в эту емкость подводится по трубе 2 из подшипника со стороны входа в несущий клин, где в нормальных условиях эксплуатации создается избыточное давление. Избыток масла сливается из емкости по трубе в картер подшипника. Масло от насоса подается в подшипник по трубе 5.              ^ Как только прекращается подача масла от насоса, давление на входе в несущий клапан падает и из емкости начинается движение масла по трубе 2 на вход масляного клина. При этом, как было показано исследованиями, количество сливаемого масла должно уменьшаться пропорционально уменьшению угловой скорости ротора. А. П. Жаровым предложено остроумное решение вопроса обеспечения необходимой закономерности истечения.
На входе в трубу 2 устанавливается дозирующая трубка 4. В стенках этой трубки на специально рассчитанных высотах выполняются дозирующие отверстия. В первый момент времени масло будет вытекать через открытый торец трубки 4 и через всг отверстия в стенке. По мере опорожнения емкости 1 и соответствующего понижения уровня масла количество отверстий, через которые выливается масло, уменьшается » уменьшается подача масла в подшипник. Таким простым способом удалось добиться любого закона подачи масла на смазку.
Попытаемся рассмотреть, хотя бы приближенно, условия работы подобной системы масло снабжения.
Система аварийного масло снабжения обеспечивает смазку подшипников в условиях выбега ротора.
Как видно из (10-15), истечение масла из бака в рассмотренном случае линейно зависит от времени и не соответствует тому оптимальному закону, который получен в ранее приведенных выводах. При линейной зависимости Q = 0 необходимая аварийная емкость в крышке подшипника (с учетом fti=0,5) потребовалась бы только в 4 раза меньше V или в 2 раза больше, чем в случае соблюдения характера истечения по уравнению.
Если бы для получения требуемой зависимости пришлось создавать специальное автоматическое устройство, возможная ненадежность его работы свела бы на нет всю целесообразность использования предлагаемого закона истечения.
Но как уже упоминалось, А. П. Жаровым предложено оригинальное решение поставленной задачи, позволяющее приближенно получить любой закон истечения без каких-либо дополнительных автоматов.
Резервные емкости обеспечивают подачу масла в подшипники при переключении основного насоса на резервный. Как показали испытания, в этом случае прекращение подачи масла составляет всего несколько секунд. В этот промежуток времени в подшипник из резервной емкости подается максимальное количество смазки, что определяет безопасность такой операции. А. П. Жаровым проведены испытания подобной резервной системы в эксплуатационных условиях на турбинах К-300-240 ХТГЗ.
Все сливные трубы и каналы из резервных емкостей можно расположить внутри корпуса подшипника, а если наружные фланцевые соединения и появляются, то она находятся под ничтожным избыточным давлением.
В случае загорания масла, подаваемого в систему смазки, одновременно останавливаются турбоагрегат и главный масляный насос. Тем самым прекращается подача масла к месту возникновения пожара и прекращается пожар. Таким образом, предложенная система резервного масло снабжения в сочетании с водяной системой регулирования полностью устраняет возможность возникновения серьезного пожара даже при условии использования обыкновенного турбинного масла в системе смазки.


Яндекс.Метрика